Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Информация для родителей по Декрету № 18

Во временных условиях развития белорусского общества проблемы социальной защищенности ребенка и семьи становятся все более острыми и первоочередными. Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Далее – Декрет № 18) стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.

Декрет № 18 этот документ обеспечивает защиту прав и законных интересов детей в таких семьях, а также повышает ответственность родителей, которые не выполняют конституционные обязанности по воспитанию своих детей.

В декрете подробно изложена процедура изъятия детей из неблагополучных семей. Поднимается вопрос ответственности лиц, уклоняющихся от содержания своих детей, а также вопрос трудоустройства таких родителей.

Кроме того, в документе сказано о реализации имущества и сдаче внаем жилья для покрытия расходов государства на содержание ребенка.

Разберем основные понятия. Недобросовестные родители — это люди, ведущие аморальный образ жизни, являющиеся хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняющие свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем последние находятся в социально опасном положении.

Социально опасное положение — это вредное воздействие на ребенка вышеназванных родителей.

Критерии и показатели социально-опасного положения

Критерии и показатели социально-опасного положения

  1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):
  • родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
  • родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста  –  от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
  • родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
  • родители систематически не выполняют рекоменда-ции медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
  • родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).
  1. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:
  • в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности;
  1. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):
  • в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
  • в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;
  • установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
  • Главный принцип Положения Декрета № 18:

обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях,

- повышение ответственности родителей, не выполняющих конституционных обязанностей по воспитанию своих детей.

О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.

Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.

(Пункт 1 -- с учетом изменений, внесенных Декретами Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5, рег. № 1/10672 от 07.05.2009; 27.06.2011 № 6, рег. № 1/12634 от 28.06.2011)

 Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования, органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.

После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.

(Пункт 2 -- с учетом изменений, внесенных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5, рег. № 1/10672 от 07.05.2009)

 В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

 Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:

в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, - управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите или управление (отдел) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;

в шестимесячный срок принять соответствующее решение:

  • о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите или управления (отдела) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;
  • об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.

Классный руководитель

в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних

в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18

1. Обследует все семьи учащихся (воспитанников) класса, группы для составления социального паспорта класса, учреждения образования.

2. Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, работает по индивидуальному плану с семьями.

3. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному о социально опасном положении несовершеннолетнего.

4. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании и составлении Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.

5. Участвует в реализации Планов в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение, ведет соответствующие записи – дневник классного руководителя, письменные заключения, письменные рекомендации, акты.

6. Информирует педагога социального об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.

7. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по детям, оказавшимся в социально опасном положении на Совет профилактики или Педсовет.

8. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.

9. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).

Педагог социальный учреждения образования.

в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18

1.Ведет социальный паспорт школы.

2.Ведет банк данных детей, состоящих на всех видах учета.

3.Выявляет и учитывает несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.

4.Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, и семьями, снятыми с учета.

5.Принимает заявки на проведение социального расследования в семьях, требующих повышенного педагогического внимания.

6.На основании распоряжения руководителя учреждения образования проводит совместно с педагогами и классными руководителями социальное расследование.

7.Выступает инициатором (ходатайствует перед администрацией учреждения образования или КДН) признания детей в социально опасном положении, представляет для этого документы.

8.Курирует на уровне учреждения образования выполнение всеми ответственными Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.

9.Осуществляет мониторинг положения в семье и оценивает риски для ребенка.

10.Готовит документы на Совет профилактики, КДН об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.

11.Готовит ходатайство с пакетом документов для КДН на признание детей, нуждающимися в государственной защите.

12.Сотрудничает с другими учреждениями и организациями по выполнению межведомственного плана, информирует районную КДН о ходе выполнения  намеченных в плане мероприятий.

13.Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).

14.Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.

Педагог-психолог учреждения образования

в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18

1. Оказывает содействие педагогу социальному в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

2. Принимает участие в проведении первичного обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в проведении целевых посещений несовершеннолетнего в течение учебного года.

3. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании, составлении и реализации Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.

4. Осуществляет диагностическое обследование несовершеннолетнего и его семьи.

5. Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями.

6. Коррекционно-реабилитационная работа ведется в соответствии с выявленными проблемами (девиантное поведение, гиперактивность, страхи, чувство вины, горе, гнев, агрессия, замкнутость и т.д.).

7. Организация психопросвещения по овладению родителями психологическими знаниями в области семейного воспитания, углубление психологических знаний педагогов о личностных трудностях детей, находящихся в социально опасном положении.

8. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.

9. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа (лектории, семинары, тренинги, консультации) с детьми и родителями.

10. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.

Принимаемые меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленные на обеспечение безопасности детей, повышение ответственности родителей за их воспитание, защиту прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в социально опасных условиях, не являются достаточными и исчерпывающими. Требуется большая совместная работа всех заинтересованных структур, общественности, семьи, чтобы минимизировать проблему социального сиротства.

Разделы сайта