Во временных условиях развития белорусского общества проблемы социальной защищенности ребенка и семьи становятся все более острыми и первоочередными. Принятие Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (Далее – Декрет № 18) стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание.
Декрет № 18 этот документ обеспечивает защиту прав и законных интересов детей в таких семьях, а также повышает ответственность родителей, которые не выполняют конституционные обязанности по воспитанию своих детей.
В декрете подробно изложена процедура изъятия детей из неблагополучных семей. Поднимается вопрос ответственности лиц, уклоняющихся от содержания своих детей, а также вопрос трудоустройства таких родителей.
Кроме того, в документе сказано о реализации имущества и сдаче внаем жилья для покрытия расходов государства на содержание ребенка.
Разберем основные понятия. Недобросовестные родители — это люди, ведущие аморальный образ жизни, являющиеся хроническими алкоголиками или наркоманами либо иным образом ненадлежаще выполняющие свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, в связи с чем последние находятся в социально опасном положении.
Социально опасное положение — это вредное воздействие на ребенка вышеназванных родителей.
Критерии и показатели социально-опасного положения
Критерии и показатели социально-опасного положения
- Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей):
- родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи;
- родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста;
- родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара;
- родители систематически не выполняют рекоменда-ции медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью;
- родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения).
- Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления:
- в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности;
- Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей):
- в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях;
- в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия;
- установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему.
- Главный принцип Положения Декрета № 18:
- обеспечение защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях,
- повышение ответственности родителей, не выполняющих конституционных обязанностей по воспитанию своих детей.
О принятом решении об отобрании ребенка в трехдневный срок уведомляется соответствующий прокурор. В случае выявления нарушений законодательства при вынесении данного решения прокурор в трехдневный срок после получения этого решения обязан внести представление о его отмене.
Решение об отобрании ребенка является обязательным для исполнения государственными органами, иными организациями, их должностными лицами, гражданами.
(Пункт 1 -- с учетом изменений, внесенных Декретами Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5, рег. № 1/10672 от 07.05.2009; 27.06.2011 № 6, рег. № 1/12634 от 28.06.2011)
Отобрание ребенка осуществляется не позднее дня, следующего за днем вынесения решения об отобрании ребенка, комиссией, формируемой комиссией по делам несовершеннолетних. В состав комиссии включаются представители управления (отдела) образования, органа внутренних дел и при необходимости управления (комитета) здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа, а также иных организаций.
После отобрания ребенок помещается на государственное обеспечение в порядке, установленном законодательством.
(Пункт 2 -- с учетом изменений, внесенных Декретом Президента Республики Беларусь от 05.05.2009 № 5, рег. № 1/10672 от 07.05.2009)
В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка решение о немедленном отобрании его вправе принимать орган опеки и попечительства в соответствии с частью второй статьи 85 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
Комиссия по делам несовершеннолетних после вынесения решения об отобрании ребенка обязана:
в течение пяти рабочих дней информировать о принятом решении организации по месту работы родителей, у которых отобраны дети, а в случаях, когда родители не работают или когда ребенку назначена пенсия, - управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите или управление (отдел) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;
в шестимесячный срок принять соответствующее решение:
- о возвращении ребенка родителям, если отпали причины, послужившие основанием для отобрания ребенка, с одновременным уведомлением об этом организаций по месту работы родителей, у которых отобраны дети, и (или) управления (отдела) по труду, занятости и социальной защите или управления (отдела) социальной защиты местного исполнительного и распорядительного органа;
- об обращении в суд с иском о лишении родителей (единственного родителя) родительских прав.
Классный руководитель
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних
в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1. Обследует все семьи учащихся (воспитанников) класса, группы для составления социального паспорта класса, учреждения образования.
2. Выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, работает по индивидуальному плану с семьями.
3. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному о социально опасном положении несовершеннолетнего.
4. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании и составлении Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.
5. Участвует в реализации Планов в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение, ведет соответствующие записи – дневник классного руководителя, письменные заключения, письменные рекомендации, акты.
6. Информирует педагога социального об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.
7. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по детям, оказавшимся в социально опасном положении на Совет профилактики или Педсовет.
8. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
9. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
Педагог социальный учреждения образования.
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1.Ведет социальный паспорт школы.
2.Ведет банк данных детей, состоящих на всех видах учета.
3.Выявляет и учитывает несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.
4.Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с детьми и семьями, оказавшимися в социально опасном положении, и семьями, снятыми с учета.
5.Принимает заявки на проведение социального расследования в семьях, требующих повышенного педагогического внимания.
6.На основании распоряжения руководителя учреждения образования проводит совместно с педагогами и классными руководителями социальное расследование.
7.Выступает инициатором (ходатайствует перед администрацией учреждения образования или КДН) признания детей в социально опасном положении, представляет для этого документы.
8.Курирует на уровне учреждения образования выполнение всеми ответственными Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.
9.Осуществляет мониторинг положения в семье и оценивает риски для ребенка.
10.Готовит документы на Совет профилактики, КДН об отмене решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении.
11.Готовит ходатайство с пакетом документов для КДН на признание детей, нуждающимися в государственной защите.
12.Сотрудничает с другими учреждениями и организациями по выполнению межведомственного плана, информирует районную КДН о ходе выполнения намеченных в плане мероприятий.
13.Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
14.Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
Педагог-психолог учреждения образования
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» от 26.11.2006 г №18
1. Оказывает содействие педагогу социальному в выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
2. Принимает участие в проведении первичного обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в проведении целевых посещений несовершеннолетнего в течение учебного года.
3. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании, составлении и реализации Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего.
4. Осуществляет диагностическое обследование несовершеннолетнего и его семьи.
5. Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями.
6. Коррекционно-реабилитационная работа ведется в соответствии с выявленными проблемами (девиантное поведение, гиперактивность, страхи, чувство вины, горе, гнев, агрессия, замкнутость и т.д.).
7. Организация психопросвещения по овладению родителями психологическими знаниями в области семейного воспитания, углубление психологических знаний педагогов о личностных трудностях детей, находящихся в социально опасном положении.
8. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений.
9. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа (лектории, семинары, тренинги, консультации) с детьми и родителями.
10. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
Принимаемые меры по реализации требований Декрета Президента Республики Беларусь №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях», направленные на обеспечение безопасности детей, повышение ответственности родителей за их воспитание, защиту прав и интересов несовершеннолетних, проживающих в социально опасных условиях, не являются достаточными и исчерпывающими. Требуется большая совместная работа всех заинтересованных структур, общественности, семьи, чтобы минимизировать проблему социального сиротства.