Примерная памятка для учителя по обобщению собственного педагогического опыта
(по Н. И. Дереклеевой)
1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.
2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы:
— планы, конспекты, дидактические пособия;
— сочинения учащихся, их вопросы, ответы;
— свои наблюдения за развитием школьника;
— собственные наблюдения по итогам своей деятельности;
— отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.
3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы.
4. Старайтесь формулировать тему своего исследования как можно точнее, конкретнее.
5. Попытайтесь сами определить тему своего обобщения.
6. Учитывайте при этом полезность формы обобщения в вашей непосредственной профессиональной деятельности.
Это могут быть такие формы, как:
— реферат;
— доклад;
— статья;
— научная работа;
— теоретическое сопровождение к методическому планированию и дидактическим материалам (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, программированные карточки).
7. Составьте план обобщения собственного опыта.
8. Тезисно анализируйте результаты выполнения каждого пункта плана.
9. Излагайте в плане факты, подтверждающие, или опровергающие ваши выводы.
10. Работая над текстом описания своего опыта, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия
11. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).
12. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
13. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — его результат. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.
14. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т. д.), сопроводив их краткими разъяснениями.
15. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь за помощью к заместителю директора по учебно-методической работе.
16. Помните, что обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания учащихся.
Алгоритм описания опыта работы учителя
I. Титульный лист
Образец оформления титульного листа: Государственное учреждение образования «Забродская средняя школа Шкловского района»
Тема опыта
Автор опыта: Ф.И.О.,
учитель какого предмета
Забродье, 20__
II. Оглавление
С перечнем материалов, включённых в соответствующие разделы, с указанием страниц.
III. Разделы:
Раздел 1. Введение (см. приложение 1)
1. Тема опыта.
2. Актуальность опыта.
3. Предмет исследования.
4. Основная идея опыта.
5. Цель и задачи, на которые ориентирован опыт.
6. Методы, используемые при реализации задач описываемого опыта работы.
7. Новизна опыта.
8. Теоретическая значимость опыта.
9. Практическая значимость опыта.
10. Апробация полученных результатов и выводов.
Раздел 2. Основная часть.(приложение 2)
1. Сущность опыта, его технология.
2. Обобщение и оценка
Раздел 3. Заключение. (приложение 3)
1. Трудоёмкость опыта.
2. Результативность опыта.
3. Эффективность опыта.
4. Этапы дальнейшего пути.
5. Рекомендации к использованию данного опыта.
IV. Библиографический список. (приложение 4)
V. Приложения.(приложение 5)
Приложение №1 к разделу «Введение»
Объём введения должен быть не более 3 страниц компьютерного текста.
1. Название (тема)
Из названия должно быть ясно, какой опыт описывается: опыт управления, опыт изучения темы, опыт проведения урока или серии уроков, методика организации урочных или внеурочных занятий, опыт апробации или разработки технологии обучения и т.п.
2. Актуальность опыта
Любая педагогическая работа должна быть направлена на повышение качества образования учащихся и педагогического мастерства учителей.
Актуальность описываемой работы определяется необходимостью ее использования в учебно-воспитательном процессе в данное время в определенном месте и при определенных условиях для разрешения противоречий между существующими и предлагаемыми путями выхода на новый, более высокий уровень качества образования и работы. Например, актуальность введения в учебный план гимназии спецкурсов по психологии определяется ролью психологических знаний в самоизучении и саморазвитии учащихся и в то же время отсутствием специальных программ, учебников и опыта изучения психологии в школе. Таким образом, в актуальности введения предмета «Психология» в учебный план школы стоит проблема, требующая разрешения, — развитие психологической культуры учащихся.
3. Предметом исследования является процесс формирования определенных знаний и умений учащихся, повышение уровня воспитанности учащихся в ходе организации и проведения специальной работы, например, работы по введению и изучению в школе психологических курсов.
4. Цель работы (исследования, апробации) — это ответ на вопрос, зачем организована и проводится такая работа. Например, зачем вводить предмет психологии в учебный план школы? — Для развития психологической культуры, для создания условий самоизучения и саморазвития учащихся.
Цель определяет средства — составление концепции, программы, организацию семинаров, тренингов и т.п.
5. Основная идея описываемого опыта (проводимого исследования) — основа работы.
Идея определяет используемые формы и методы: эксперимент, наблюдение, анкетирование, специальные занятия, изучение результатов деятельности. Если основная идея — изучение себя и пространвание траектории индивидуального развития, то большая часть занятий отводится на усвоение основных понятий и самоанализ, на осмысление своей деятельности, на тренинги личностного роста и рефлексивные практикумы и т.п.
Цель и основная идея опыта работы позволяют сформулировать конкретные задачи, например
— разработка программы, подготовка раздаточных материалов;
— разработка и организация учебных занятий с использованием конфетных технологий;
— проверка в ходе опытно-экспериментальной работы результативности и эффективности предлагаемого содержания и опыта его изучения.
Методы, используемые при реализации задач исследования (описываемого опыта работы) отличаются от с методов работы учителя на конкретном занятии. Здесь используются прежде всего методы: наблюдение, экспериментальное преподавание, анкетирование, диагностика успешности и др.
Новизна опыта (инновационная значимость). Описание того, что было внесено нового автором в практику и теорию педагогической деятельности (методы: приемы, способы, формы, содержание, средства, подходы, система управления и т.п.)
Например, система работы по формированию и развитию психологической культуры учащихся и пр.
Теоретическая значимость опыта (исследования).
Как описываемый опыт углубляет, развивает, подтверждает педагогические теории обучения, воспитания и развития учащихся,
Практическая значимость опыта.
Где и кому будут полезны полученные результаты и опыт их достижения.
Апробация полученных результатов и выводов
Где и как был представлен описываемый опыт (на методическом объединении, на педсовете, на конференции, на открытых занятиях, на заседании экспертной комиссии и т.п.) и какую он получил оценку ученых и практиков?
Приложение №2 (к основной части)
Основная часть должна содержать 2-3 главы. В конце каждой главы должны быть выводы.
Сущность опыта, его технология содержит характеристику основных элементов данного педагогического опыта. Педагогическая технология:
— последовательность действий при осуществлении учебно-воспитательного процесса: подготовительный этап (осознание цели, изучение состояния, постановка задач, подбор средств, планирование); этап организации совместной с учащимися деятельности; этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность;
— последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий, их место в целостной системе средств, применяемых в опыте.
Это могут быть:
1. Особенности организации содержания обучения:
— корректировка содержания (иная логика построения курса);
— дифференциация содержания (по уровням сложности и объему);
— расширение, углубление содержания (профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т. п.);
— другие особенности организации содержания.
2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности школьников:
— нетрадиционная система уроков;
— оригинальные методы, приемы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся (описание их технологий);
— новые правила, алгоритмы учебной деятельности;
— оригинальные виды заданий, задач, упражнений, разработанные автором опыта и др.
Приложение №3 к разделу «Заключение»
Трудоемкость — необходимые затраты времени и сил учителя и учащихся для получения планируемой результативности.
Результативность опыта
1. Это конкретные результаты, которые получены в практике работы после применения данной методики (средства, идеи и т.д.): уровень обучаемости и обученности, уровень воспитанности и социализации учащихся, уровень работоспособности и заболеваемости и т.п.
2. Указание на объективные и возможные субъективные трудности, возникающие в процессе внедрения данной системы, пути их преодоления.
3. Нерешенные проблемы (возможно, недостатки, недочеты данной методической системы).
Эффективность опыта
Наиболее эффективна та работа, результаты которой можно переносить на другие предметы, классы, школы, в другие условия.
Эффективность — это отношение результативности к трудоемкости.
Этапы дальнейшего пути — это пути продолжения работы, перспективы развития того, над чем работал учитель, как собирается развивать, совершенствовать свою методику.
Приложение №4
Список литературы оформляется по алфавиту с указанием выходных данных. Например,
1. Иванов С.П. Школьная практика // Проблемы воспитания. -1987 — № 5 -С.75 (для статей и журналов) o
2. Иванов С.П. Психологическая практика в школе. — Ижевск: Вымпел, 1991, -25 с. (для книг и брошюр)
Приложение№5
В приложения можно включить:
1. Конспекты к учебным занятиям
2. Дидактические материалы________________________________
3. Внеклассная работа_________________________________________
4. Оригинальные методы, приемы, формы, средства____________________________
5. Оригинальные виды заданий, задач, упражнений____________________________
6. Тексты лекций, докладов по данной теме
7. Индивидуальный план самообразовательной деятельности и все практические выходы к нему
8. Памятки_____________________________________
9. Отзывы учителей_________________________________________________
10. Самоанализ уроков
11. Мониторинг учебных достижений учащихся
12. Приложения могут содержать видеоматериалы, фотоматериалы и др.